Зал 5
Мы попадаем сначала в
мастерскую живописца, а потом в классы Академии художеств. Пятый зал невелик, в
нем всего одна небольшая картина, но это первая русская картина про жизнь
обыкновенных людей. У картины занятная история.
«Юный живописец»
Перед нами на холсте — мастерская художника. Мягкий свет
льется в окно. На стене — картины, одна — портрет, другая изображает уголок
леса. На столе белая гипсовая скульптура-бюст и кукла с подвижными руками и
ногами — манекен. Такая кукла помогает художнику правильно передавать разные
положения человеческого тела. На деревянной треногой подставке — мольберте —
укреплен холст, натянутый на подрамник.
А вот и сам художник. Он еще совсем мальчик. Ему лет
четырнадцать. Или того меньше. Как он увлечен работой! И как уверенно, смело
работает! В руках у него кисти и палитра — дощечка, чтобы смешивать краски.
Перед ним непоседливая девочка. Он пишет на холсте ее портрет. Мать уговаривает
девочку сидеть тихо.
Художник захватил на кисть нужную краску, решительно и точно
кладет мазок на холст. Чувствуется, что этот мальчик — умелый мастер.
Картина называется— «Юный живописец».
Лужайка в парадном парке
На картинах Лосенко изображены герои далекого прошлого.
Художник узнал об их подвигах из старинных книг
и сказаний. На
картине «Юный живописец»
представлены люди, которые жили в одно время с художником и, наверное, были ему
хорошо знакомы. И заняты они самым обыкновенным делом.
Хотя на холсте не происходит никаких важных происшествий, он
очень привлекает зрителей. Картина написана с большим чувством. Она не
заставляет думать о серьезных вещах, но зрителям передается сердечность, с
которой она написана. Художник любит людей, которых написал, их ничем не
примечательную жизнь. Ему дорог этот мальчик-живописец, приятна его уютная,
скромная мастерская, близко его занятие.
Когда один знаток искусства увидел «Юного живописца» рядом с
торжественными полотнами про чудесные подвиги богов и древних героев, он хорошо
сказал, что эта картина — словно маленькая запущенная лужайка, поросшая
ромашкой и одуванчиками, в парадном,
празднично ухоженном парке.
Как искали автора
Имя автора «Юного живописца» долго оставалось загадкой.
Правда, в нижней части картины, на крышке ящика с красками, стояла подпись —
«Лосенко», но ученые сомневались в том, что подпись правильная. Не сходились
кое-какие даты. Автор «Юного живописца» отличался от Лосенко некоторыми
приемами работы. И, конечно, трудно было предположить, что торжественные,
немного театральные исторические полотна и эта простая сценка — создания одного
мастера.
Уже в нынешнем столетии ученые решились смыть подпись
«Лосенко». И вот радость! Под ней оказалась другая, латинскими буквами: «I.
Firsove» — «И. Фирсов».
Наверно, кто-то из первых владельцев картины хотел прибавить
ей цену: замазал подпись малоизвестного автора и поставил сверху имя
знаменитого художника.
Через много лет после смерти Фирсов занял свое место в
русской живописи.
Ученым удалось кое-что узнать о жизни Ивана Фирсова. Он
служил в Петербурге, при дворе. Потом был отправлен в Париж «для лучшего
живописной и театральной науке обучения». Вернулся на родину и стал
подмастерьем-декоратором в императорских театрах.
Юные живописцы
В Академию художеств набирали мальчиков пяти-шести лет.
Учение продолжалось полтора десятилетия.
Мальчики вставали в пять часов утра. В шесть шли на молитву.
Скудно завтракали. С семи утра начинались научные классы. Потом с девяти до
одиннадцати были классы художественные. После обеда — снова научные и
художественные классы. Вечером, с пяти до семи,— рисовальные классы. В девять
ученики расходились по спальням.
Летом мальчики проводили свободные часы во дворе — играли в
лапту, в мяч. Зимой ребята постарше ставили спектакли, а малыши играли
вырезанными из бумаги и раскрашенными человечками, с которыми происходили
разные приключения.
Младшие ученики носили синие суконные куртки и штаны,
старшие — синий фрак, короткие панталоны, белые чулки и башмаки с пряжками.
Кормили мальчиков скверно. Любимым блюдом была гречневая
каша-размазня. Правда, ее и давали в неделю шесть раз.
Превыше всего ценилось «доброе поведение». Розги в классах
были так же привычны, как кисти и карандаши. «Высекут сам не знаешь за что»,—
вспоминал художник, детство которого прошло в Академии.
Из книги Владимира Порудоминского "Первая Третьяковка".
|