Галина Кан (г. Томск)
Григорий Иванович Тригорлов родился 13.10.1937 г. в Кемеровской области. В 1961 г. окончил Новосибирский железнодорожный институт. Работал в Томской, Чулымской дистанциях пути. С 1976 по 2000 год (до ухода на пенсию) директором Томского шпалопропиточного завода.
Почетный железнодорожник. Награжден орденами «Знак Почета», Сергия Радонежского III степени, грамотой патриарха Алексия. Архитектор, самобытный художник. Пишет собственные работы и копии работ забытых русских мастеров (Ю. Клевера, М. Гермашева, Муравьева и др.)
Выставки художественных работ Тригорлова Г.И. в Томске:
1996 – Томский областной художественный музей;
1997 – Дом культуры Томского шпалопропиточного завода «Победа»;
2000 – Музей Храма Сергия Радонежского;
2001 - Томский областной краеведческий музей;
2002 – Томский областной художественный музей;
2004 – Дом ученых г. Томска;
2007 – Томский областной художественный музей;
Ежегодно в выставках томского клуба самодеятельных художников «Колорит»
У нас в Томске хорошо известно имя этого человека. Но вот что интересно. Если спросить томичей о нем, то ответят все по-разному. Один скажет, что это бывший директор Томского шпалопропиточного завода, другой заметит, что это архитектор – автор проекта и организатор строительства при заводе храма во имя Преподобного Сергия Радонежского, а люди, интересующиеся искусством живописи, в первую очередь скажут, что это талантливый самобытный художник-интерпретатор.
Мне по моим профессиональным делам посчастливилось ныне познакомиться лично с Григорием Ивановичем Тригорловым, расспросить об этих его трех ипостасях, записать воспоминания замечательного человека, а еще увидеть кое-что из его картин.
Путь в живописи
О себе Григорий Иванович говорит бегло (уж сколько раз приходилось). Но вот когда речь заходит о творчестве, о любимых художниках, то он готов часами рассказывать и показывать свои детища: картины, альбомы, коллекции художественных фотографий, исторических материалов. И диву даешься тому, как смогла сочетаться в нем такая тонкая лирическая, увлеченная душа, открытая Богу, творчеству, с хваткой умелого производственного организатора, успешного руководителя крупного промышленного предприятия.
Тригорлов Г.И. Копия с картины Ю.Клевера.
Сам же он говорит о том, что когда-то, послушавши отца, отказался от учебы в Московском институте им. В. Сурикова, куда его приглашали, но любовь к красоте, творчество помогали ему по жизни вообще и в основной профессии в частности. А стал он инженером-строителем железных дорог после окончания в 1961 г. Новосибирского института железнодорожного транспорта.
Тригорлов Г.И.По мотивам картины Федорова - ученика Клевера.
Детские годы прошли на маленькой ж.-д станции Падуанская в Кемеровской области. В военные и послевоенные годы трудно было реализовать художественные наклонности. Рисовал огрызками карандашей на полях газеты «Гудок», да на товарных железнодорожных накладных.
Тригорлов Г.И. Утренняя заря.
Рассветы и закаты, грозы и метели, степь, лес, перелески, реки, болота и озера - спутники деревенского детства. Откладывались в памяти пейзажи всех времен года и стихи С. Есенина:
Я ль не деревенский,
Я ль крестьянский не был!
Памятью деревни
Я ль не дорожу!
Отец приносил с работы в консервных баночках масляные краски, предназначенные для ремонтных работ на ж.д. Самодельными кисточками что-то рисовал на фанере, на стекле, иногда на ткани. Лишь после 1950 г. появились первые художественные краски. Тогда-то и появились первые серьезные работы – копии картин И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Три богатыря» В. Васнецова, «Тройка» А. Герасимова («и какой же русский не любит быстрой езды!»).
Тригорлов Г.И. Птица-тройка. По картине Герасимова.
А рисованию нигде и не учился, и в школе такого предмета не было. Самородок! В годы учебы в институте посещал музеи, выставки картин, которые привозили из Русского музея, Эрмитажа, посещал факультет живописи при Новосибирской областной библиотеке, покупал открытки, книги о художниках, собирал репродукции картин. А позже, бывая в служебных командировках, помимо решения производственных вопросов, знакомился с коллекциями местных галерей и музеев. Григорий Иванович говорит, что он даже не видел никогда, как работает профессиональный художник, что не задумывался о поиске своего творческого почерка, стиля. Рисовал, копировал для себя то, что нравилось, то, что было близко по настроению, и ни на что не претендовал. Но странным образом его работы с самого начала притягивали и завораживали зрителя.
Теперь уж сколько выставок состоялось! Люди с просветленными лицами выходят с его вернисажей. Казалось бы, в основном копии. Разве могут они вызвать сколько-нибудь особое благодарное чувство к художнику-копиисту. Оказалось, еще как могут! Ведь картины Г. Тригорлова - это не бездумное копирование, а живые талантливые интерпретации. Григорий Иванович умеет проникать в мотивы и чувства художника – творца картины и создавать часто практически новое произведение со своим толкованием. При этом автор, уверена, не был бы в обиде.
Тригорлов Г.И. Настали ненастные дни.
Тригорлов возрождает произведения замечательных русских пейзажистов В. Поленова, А. Куинджи, И. Шишкина, Л. Каменева, А. Прокофьева, Ф. Васильева, М. Нестерова. Особенно много рисует своих любимых, ныне забытых Ю. Клевера, М. Гермешева, графа Муравьева и других мастеров прошлого, составивших в свое время заметный пласт отечественной культуры, но незаслуженно замолченных в советское время. В начале ХХ века работы этих художников широко воспроизводились на открытках. Ныне они – библиографическая редкость. Григорий Тригорлов смолоду скрупулезно собирает их коллекцию. От них-то и отталкивается чаще всего в своих работах. Создавая копии, он импровизирует в технике, поскольку не может в полной мере передать по открытке манеру письма художника. Но то, что он её тонко чувствует, подтверждают разные приемы, которыми достигается сходство. При этом он нередко использует иные краски, чем автор пейзажа, не нарушая при этом его замысла и настроения. Он просто купается в красках, причем, не открытого цвета, а в тонах и полутонах. Чтобы найти эти тона и полутона, надо иметь дарование, и Григорий Иванович это имеет сполна. Достойно смотрятся рядом с интерпретациями и собственные работы Г.И. Тригорлова – «Краски зимнего дня», «Зимняя ночь», «Первый снег», «Настали ненастные дни» и другие.
Большую часть своих картин Григорий Иванович раздарил различным томским учреждениям, включая Томскую епархию, клиники Сибирского медуниверситета, Научную библиотеку ТГУ, а также знакомым, друзьям, родственникам. На вопрос, сколько же картин он написал, Григорий Иванович затрудняется с точностью ответить. Попытка подсчета привела к числу «свыше 600». Если умножить это число на число благодарных зрителей, то будет очень внушительное количество людей, которым Г.И. Тригорлов подарил радость. Это ли не самый счастливый критерий жизни человека на земле!
Информация об авторе очерка:
Кан Галина Исааковна, историк-архивист, краевед. Живет и работает в Томске. Многие годы занимается записью устной истории в рамках проекта «Томичи о времени и о себе». Составитель трех документальных сборников, автор ряда краеведческих публикаций, включая статьи для Томской городской и Томской областной энциклопедии. Работает в Центре документации новейшей истории Томской области (ОГКУ ЦДНИ ТО)
|