Приветствую Вас, Гость Вторник, 14.05.2024, 12:11
RSS

Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Залы Музея [12]
Художники и картины [11]

Поиск

Перепостить

Слушать Радио

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     Музей 
    Главная » Статьи » Художники и картины

    Героический театр Федоровского
    В самом центре Москвы, на площади Свердлова, находится величественное здание Большого театра. Его торжественный портик увенчан квадригой Аполлона — солнечного покровителя искусств. Каждый вечер тяжелый парчовый занавес, на котором изображены атрибуты искусств, открывает перед зрителями чудесный мир музыкальных спектаклей. Несколько поколений слушателей смогли познакомиться с выдающимися постановками русской национальной оперы, идущими в декорациях народного художника СССР Федора Федоровича Федоровского, по эскизу которого создан и нарядный занавес Большого театра. Оперы М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Глинки в оформлении выдающегося мастера — золотой фонд советского искусства.

    Ф.Федоровский. Эскиз декорации к опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Масло. 1948.

    Отмечая столетие со дня рождения художника, Большой театр возобновил в 1984 году одну из его самых монументальных и поэтичных работ — оперу Н. Римского-Корсакова «Садко». Увертюрой к юбилейным торжествам стала выставка эскизов, развернутая в фойе театра.

    Ф. Федоровский. Эскиз костюмов нищих к опере М. Мусоргского «Борис Годунов». Акварель. 1926.

    Мощный темперамент мастера, его фантазия, дар сценического архитектора и колориста определили такое понятие, как «театр Федоровского». Декоративное богатство живописи художника восходит к высоким традициям отечественной культуры, принципам оформления музыкального спектакля, утвержденным искусством К. Коровина, А. Головина, М. Врубеля и В. Поленова.

    Былины и эпические сказания, предания и легенды влекли Федоровского. К ним он возвращался постоянно. Темы опер «Садко», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Псковитянка» казались ему неисчерпаемыми источниками творчества. «Опера увлекает меня как синтетическое зрелище,— говорил Федоровский,— как единение всех искусств: поэзии, живописи, скульптуры, архитектуры — всех девяти классических муз, которые навсегда приковали меня к театру. Я мажорно понимаю природу театра: именно такой сгусток жизненной энергии бывает у меня, когда хочу выразить ту или иную музыкальную тему. Я всегда люблю на сцене радость, гиперболическое увеличение масштабов, которые увлекают в работе. Этот толчок мне был дан Врубелем на одном из мимолетных уроков, который оставил неизгладимое впечатление, стал ведущим принципом моего творчества. Мне хочется заполнить всю сцену все шире и шире, все больше и больше захватывать пространство, чтобы дать яркий образ зрителю...»

    Ф. Федоровский. Стрелецкая   слобода.   Эскиз декорации к опере М. Мусоргского «Хованщина». Масло. 1949.

    Как сформировался художественный вкус, театральное мышление, как раскрылся могучий дар Федоровского? Он родился в древнем Чернигове, рано осиротел. В семь лет после переезда в Москву его отдали в городское училище. Заметив неодолимое влечение подростка к рисованию, учителя настояли на том, чтобы он поступал в знаменитое Строгановское художественно-промышленное училище на декоративное отделение.
    Выдающиеся способности Феди, наблюдательность, трудолюбие и одержимость искусством отличали его среди сверстников. Знаменитый профессор Ф. Горностаев, архитекторы И. Жолтовский и Ф. Шехтель, скульптор Н. Андреев помогли раскрыться дарованию юноши. Основы живописного мастерства он постигал в классе К. Коровина, признанного лидера театральных художников. В его мастерской царила атмосфера преклонения перед древнерусским искусством. Впечатления от путешествий в Углич и Ростов Великий, Псков и Новгород остались на всю жизнь в памяти Федоровского и повлияли на его художественные воззрения. Золотая медаль достойно увенчала обучение в училище.

    Ф. Федоровский.Корабль Садко. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова. Садко».Масло. 1949.

    Дебют Федоровского как театрального художника состоялся в 1907 году оформлением оперы Ж. Визе «Кармен» в Частном театре С. И. Зимина. В конкурсе на лучшее декорационное оформление постановки первую премию неожиданно получил воспитанник Строгановки. Победа оказалась тем значительней, что на музыкальных сценах работали такие блистательные мастера, как К. Коровин и А. Головин, А. Бенуа и Л. Бакст, М. Добужинский. Труппа Зимина сыграла выдающуюся роль в истории русского музыкального театра благодаря привлечению великих певцов Ф. Шаляпина и Л. Собинова, дирижеров Ф. Комиссаржевского и Э. Купера, художников И. Билибина, П. Кончаловского и Ап. Васнецова. Кроме того, в этом театре Федоровским были оформлены такие постановки, как «Садко» (1909), «Снегурочка» (1910) Н. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» (1910) П. Чайковского. В них с исключительной силой выявился поэтический реализм молодого мастера.

    Ф. Федоровский. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова. Садко».Масло. 1935.

    1913 год стал для Федоровского рубежным. По совету Валентина Серова его пригласили участвовать в «Русских сезонах» в Париже, организованных С. Дягилевым, которые стали триумфом отечественного искусства во всем мире. В постановке оперы М. Мусоргского «Хованщина» художник комплексно подошел к разработке ее изобрази­тельной части. Эскизы декораций и костюмов, предварительные зарисовки действующих лиц, наброски гримов и бутафории и сейчас, через 70 лет, покоряют глубоким психологизмом. Возникает впечатляющая картина, в которой полнокровно живет каждый образ.


    Многие годы спустя, в 1950 году, Федоровский вновь обратился к любимой опере. Этой постановке была суждена долгая сценическая жизнь. Вот уже 252 раза она прошла на сцене Большого театра. А до этого ее слушали во многих городах нашей страны, в Нью-Йорке и Милане, Париже и Софии. Слушателей неизменно покоряет истори­ческая достоверность и философская глубина трактовки оперного шедевра М. Мусоргского.

    Мы воспроизводим один из эскизов декораций Федоровского — «Стрелецкая слобода». На нем изображена слобода в Зарядье, где зреет заговор боярина Хованского. Узорочье парадного крыльца, толпы стрелецких семей. Гроздья алой рябины как бы предвещают трагический исход схватки «хованщины» с молодым Петром. Вдали, на кремлевском холме, сплотившиеся золотые купола соборов, бескрайние дали старой Москвы.
    Трагичной предстает последняя картина «Скит». На смену ликующему гимну пришел безысходный день. Осенние облака затянули небо и скры­ли солнце. Тяжелый сумрак объял старый сумрачный лес. От многоглавого храма на пригорке до ветхой часовенки протянулись вереницей в белых и черных одеждах раскольники. Тревожные всплески пламени свечей освещают их фигуры. Мрачный лес справляет страшную тризну по готовящим себя к самосожжению фанатичным верующим.

    За время работы в Большом театре Федоровский оформил 31 спектакль — произведения Р. Вагнера и Ш. Гуно, М. Глинки и П. Чайковского, А. Бородина и Н. Римского-Корсакова, несколько балетных спектаклей. Он работал в содружестве с известными мастерами: дирижерами Н. Головановым, А. Мелик-Пашаевым, Е. Светлановым, хореографом А. Горским.
    С 1946 года в его декорациях идет опера «Борис Годунов» М. Мусоргского. Впервые художник обратился к ней в 1927 году. Он писал: «Пушкин и Мусоргский. Какой восторг и наслаждение творить в содружестве с двумя гениями жизненной и исторической правды! Стоит только вспомнить слова Мусоргского: «Какая неистощимая руда для хватки настоящего — жизнь русского народа! Только ковырни — напляшешься, если истинный художник»,— сразу хочется проникнуть в самую глубину содержания народной драмы. Сделал бесчисленное количество набросков с натуры, стремясь найти форму спектакля, способную воплотить музыкальную и драматическую мощь произведения. Десять разнообразных по своему содержанию картин-декораций, до тысячи костюмов действующих лиц, масса определенных предметов быта. Содержание оперы раскрывает сложное взаимодействие образов, психологию, характеры действующих лиц: горожан, нищих-слепцов, купечества, бояр, духовенства, шляхты».
    27978406fghу.jpg
    Каждая сцена воплощается художником ярко и выразительно. Перед взором зрителя возникают сменяющие друг друга колористически контрастно решенные картины царских палат, кремлевской площади, богатого польского замка, корчмы на литовской границе.
    Создавая оформление сцены «Под Кромами», художник писал: «Декорация рисует лесную поляну у дорог, ведущих в Москву. Стихийная сила народа и природы, гениально отображенная в музыке Мусоргского — «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая», и подсказала мне решение этой сцены. Могучие сосны с опушенными снегом ветвями как бы символизируют народную силу. На возвышенности за частоколом — город Кромы с собором, с башнями. Все это в дыму пожарищ. Горит земля русская по всему пути Самозванца. Образ народа и образ природы составляют активную непобедимую силу, противостоящую пришельцам».

    Ф. Федоровский. Мельница. Эскиз декорации к опере И. Дзержинского «Тихий Дон». Масло. 1935.

    В Большом театре бережно сохраняется еще одна превосходная работа Федоровского — декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Садко». Стихия новгородского торжища, собравшего корабли индийского, веденецкого, варяжского купцов, сменяется фантастически украшенными чертогами морского царя.

    Обратившись к советской оперной классике, художник создал декорации к «Тихому Дону» (1935) композитора И. Дзержинского. Поездка Федоровского в станицу Вешенскую к писателю М. Шолохову оставила неизгладимый след в его памяти. В эскизе к одной из сцен оперы Федоровский изобразил на фоне неоглядных степных просторов одиноко стоящую на бугре мельницу. Золотятся жнивьем убранные поля. Голубое бездонное небо широко распростерлось над ними. Тоскливо, неприютно Григорию Мелехову, вернувшемуся в отчий край. Отступившись от народа и оставшись на перепутье жизненных путей, он сторонится своих односельчан и ищет убежища, пытаясь укрыться на старой мельнице.
    Последней работой художника стала опера П. Чайковского «Чародейка», поставленная в 1955 году и возобновленная его дочерью — художницей Большого театра Н. Федоровской. Лирический мир природы служит фоном для раскрытия трагической судьбы русской женщины — героини оперы Настасьи. На эскизе 1958 года к последнему действию изображен осенний лес. Холодный ветер срывает с деревьев желтые и багряные листья. В тревожных ритмах сгибающихся древесных стволов и ветвей предчувствие надвигающейся беды: в свинцовые воды реки должны бросить отравленную княгиней Настасью. Природа одухотворена. Она скорбит и печалится, оплакивая погибшую.
    Наследие Федоровского обширно и многообразно. Оно определило развитие современной театрально-декорационной живописи. Во всем, что создал художник, ощутима любовь к жизни, щедрость души и незаурядность живописного дара, отданного без остатка во славу русской музыкальной культуры.

    В. КИСЕЛЕВ,
    старший научный сотрудник
    Государственного центрального
    театрального музея имени А. А. Бахрушина.


     
    Журнал "Юный художник" №11 1984г.
    Категория: Художники и картины | Добавил: korso (19.11.2013)
    Просмотров: 2486 | Рейтинг: 5.0/1
    Copyright MyCorp © 2024