Приветствую Вас, Гость Вторник, 14.05.2024, 09:35
RSS

Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Залы Музея [12]
Художники и картины [11]

Поиск

Перепостить

Слушать Радио

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     Музей 
    Главная » Статьи » Художники и картины

    "ТЕБЕ КРАСНОЗВЕЗДНАЯ ЛАВА..." Художник Митрофан Греков.


    М. Б. ГрековЗнаменщик и трубач. 1934 Холст, масло. 130 x 161

    « Знаете, военным художником может быть далеко не всякий, хотя бы и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Короче говоря, надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху... А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух...» Эти слова сказаны выдающимся советским баталистом М. Б. Грековым не случайно. Их подтверждает его многолетняя работа в батальном жанре.

    М. Б. Греков за работой в мастерской. Фото. Конец 20-х годов.

    Родился художник 3(15) июня 1882 года на Дону, на хуторе Шарпаевка Яновской области. Его отец был старинной казацкой фамилии, получившей дворянство на рубеже XVIII—XIX веков. «Среди наших предков были и поляки, и турки, и греки — отсюда и фамилия наша — Грековы»,— рассказывал отец сыну.

    По собственному признанию живописца, рисовать он начал «с самого малого возраста», причем с годами это увлечение перешло в непреодолимую страсть. Хотя художественные впечатления Грекова до 17 лет не выходили за рамки не всегда первоклассного материала, который публиковался на страницах популярного журнала «Нива», юноша твердо определил жизненную цель — стать художником. Сразу же по окончании Каменского училища Греков уехал в Одессу поступать в художественное училище.

    Привезенные им рисунки привлекли внимание известного в то время художника К. Костанди. По его настоянию юноша и был зачислен сразу во второй класс. Греков на всю жизнь сохранил благодарную память о первом учителе, сумевшем привить вкус к изучению натуры, учившем постоянно «рисовать глазами». Много дал для развития юноши и другой художник-педагог — Г.  Ладыженский.

    М. Б. Греков. Тачанка. 1925 г. Москва, Третьяковская галлерея.

    Вполне вероятно, определенную роль в творческой судьбе живописца, в выборе пути в искусстве сыграл приезд в Одессу осенью 1900 года В. Верещагина по случаю открытия его персональной выставки, и можно только догадываться о том впечатлении, которое произвели картины прославленного баталиста на юного студента.

    Учеба продолжалась не только в период занятий, но и во время летних путешествий, когда Греков вместе с товарищами — И. Бродским, С. Колесниковым и Д. Бурлюком — уезжал к родным кого-либо из друзей или к собственным родителям.

    «Работали с упоением, как птицы поют,— вспоминала сестра художника Бурлюка Людмила, тоже художница,— каждый день был заполнен работой: этюды, наброски с мужиков, баб, парней, девчат или совсем случайная натура... еще рисовали «животный мир»: лошадей, коров, волов и овец...»

    По окончании Одесского училища Греков получил рекомендацию в Академию художеств, что давало право поступления туда без экзаменов.

    Уже на втором году обучения работы Грекова по рисунку и композиции получают первые разряды. Показательно, что именно с тех пор художник стал создавать многофигурные композиции на батальные сюжеты, с массами всадников, показанных в движении. Часто работал он также и над эскизами из хорошо знакомой ему жизни донского казачества. Большое влияние на формирование личности художника оказали события первой русской революции 1905—1907 годов, которая была с энтузиазмом встречена студенчеством, в том числе и академической молодежью. По свидетельству однокашника Грекова, впоследствии также знаменитого баталиста, М. Авилова, он был постоянным участником сходок и политических, собраний. На одном из подобных митингов в круглом академическом дворе, где собралось около трех тысяч человек, ораторы провозглашали необходимость свержения царизма. В ответ на объявленную студентами забастовку все учащиеся по распоряжению президента академии отчислялись на неопределенное время.

    М. Греков. Трубачи Первой конной армии. 1934

    Почти два года самостоятельной работы на натуре много дали Грекову как живописцу. Неуклонное стремление к содержательной, идейно значительной живописи привело его в мастерскую И. Репина, а впоследствии к профессору Ф. Рубо, который вел батальную мастерскую. В числе наиболее талантливых своих воспитанников Рубо пригласил Грекова для работы над установкой и реставрацией панорамы «Оборона Севастополя», о чем Греков с гордостью вспоминал всю жизнь.

    Окончание академии связано с работой над образами Степана Разина и Емельяна Пугачева. В качестве дипломной картины художник представил полотно «Волы в плугу» (1911). В нем отчетливо проявились определяющие черты индивидуального грековского стиля: следование жизненной правде, демократизм, цельность художественного решения.

    Заслуживает уважения принципиальная позиция Грекова, занятая им в те годы, когда многие молодые художники увлекались новейшими, нередко псевдореволюционными, нигилистическими течениями в искусстве, противопоставляя их устойчивым реалистическим традициям русской живописи. «Приходилось делать выбор»,— вспоминал впоследствии художник. Неистребимая тяга к правде и жизненности в искусстве особенно окрепла в годы первой мировой войны, участником которой он был, а потом — и во время ожесточенной классовой борьбы на Дону в период становления Советской власти. Неизменно проявляя интерес к нелегкому армейскому походному быту, создавая акварели и рисунки на темы фронтовой жизни, а также портретные этюды казаков и солдат, Греков обращается к изображению боевых эпизодов сражений в редких случаях. Живописные произведения художника, относящиеся к событиям первой мировой войны 1914— 1918 годов, долгое время оставались неизвестны исследователям (местонахождение ряда из них не выяснено до сих пор). Поэтому сложилось мнение, будто империалистическая война не вдохновила художника «ни на одно картинное полотно».

    Однако в таких работах, как «На позиции», «Оставленный в Преджборье», «Раненых выносят», Греков стремился передать ощущение неоправданности, бесполезности переживаемых людьми невзгод и лишений, убеждение в «вопиющей бессмыслице войны, ее жестокости». Это слова из дневника художника. Он приходит к выводу, что причина «страшных разрушений и уничтожений... причина войны лежит в организации самого общества», основанного на началах собственности и эксплуатации трудящегося народа.

    Демобилизовавшись весной 1917 года после тяжелого ранения, он вернулся на родину и стал очевидцем широко развернувшейся классовой борьбы, которая приобрела в этих местах особенно острый и жестокий характер. «Мне пришлось непосредственно наблюдать походы, движения войск, бои,— вспоминал впоследствии художник,— меня захватывает грандиозность движения, хочется писать по живым, свежим впечатлениям».

    М. Б. Греков. Бой при Егорлыкской. 1928-1929 Холст, масло. 178 x 250 см.

    Одна за другой появляются полотна Грекова, составившие цикл о гражданской войне на юге России. Еще до восстановления Советской власти на Дону художник раскрыл в своих произведениях обреченность белогвардейщины.

    В ранних работах, посвященных героической Красной Армии, Греков, сохраняя жизненную достоверность и точность бытовых деталей, добивается ощущения значительности, эпического решения темы единства народа и рабоче-крестьянской армии.

    Цикл картин о легендарных походах Первой Конной под командованием С. М. Буденного и К. Е. Ворошилова живописец выполнил с большой силой художественной убедительности.   Даже   возникло предание о том, будто Греков был художником-солдатом, «с винтовкой на одном плече и с, этюдником на другом», совершившим с красной конницей весь ее боевой путь. Основанием для этого могло послужить то, что Греков действительно вступил в 1920 году добровольцем в Красную Армию, был зачислен в политсостав и служил в должности руководителя кружка изобразительного искусства.

    Его работы никогда не производят впечатления сухой, мелочной реконструкции боевых эпизодов. Картины Грекова ценны правдивой передачей главного, умением ненавязчиво выделить определяющую мысль, проникнуть в суть изображаемого. Подтверждением этого служат прославленные полотна «В отряд к Буденному», «Тачанка», привлекающие образной насыщенностью, силой поэтического переживания, эмоциональностью воплощения замысла, художественным мастерством.

    Суть эмоционального воздействия живописи Грекова метко выразил известный советский писатель Борис Полевой: «Все его полотна наблюдены, выхвачены из жизни и как бы вместили в себя гром гражданской войны, грохот пушек, стрекотанье пулеметов, нервное ржание коней, запах конского пота и пороховой гари... Они, как драгоценный радий, постоянно источают и будут источать свою увлекающую, организующую и вдохновляющую силу».

    М.Б. Греков. Замерзшие казаки генерала Павлова. 1927 Холст, масло. 128 x 205 см.

    Будучи учеником мастера панорамного искусства Ф. Рубо, Греков вслед за своим учителем считал панораму наиболее массовым видом изобразительного искусства. Сделав первую в советской живописи диораму «Взятие Ростова» (1929), Греков оказался всецело поглощенным замыслом создания панорамы, которая дала бы, по его словам, «живое, полноценное зрелище массовому зрителю». Он много работал над эскизами панорамы «Оборона Царицына», затем пришел к идее создания комплекса диорам к 15-летию Первой Конной армии. В разгар подготовки к работе над диорамой «Перекоп» Греков скоропостижно скончался в самом расцвете своего дарования.

    Не стало художника — скромного молчаливого труженика, всегда просто, даже бедно одетого человека, похожего на мастерового. С годами начала забываться сама его внешность: ладная крепкая фигура, худощавое смуглое лицо с правильными чертами, прямым носом с легкой горбинкой, густыми вьющимися волосами и жесткими усами. Внимательный, художнически зоркий, пытливый взгляд карих глаз, прямая волевая осанка, негромкий басовитый голос — таков   его   мужественный облик, основной чертой которого было спокойное достоинство. Однако живым и действенным осталось искусство Грекова, имя его звучит и сегодня.

    То, что он успел сделать за свою жизнь, оставило заметный след в искусстве и принесло художнику заслуженное народное признание. Видный представитель Ассоциации художников революционной России, он стал одним из основоположников советской реалистической живописи. Его имя по праву стоит в ряду великих мастеров батального жанра в мировом искусстве. Как справедливо отмечал С. М. Буденный, не только сама тематика гражданской воины являлась для живописца «близкой, кровной, родной», в его работах «правда исторической действительности предстает перед нами окрыленной творческим воображением художника».

    Заветы Митрофана Борисовича Грекова, традиции его творчества нашли продолжение в работах новых поколений советских живописцев, среди которых видное место занимают мастера Студии военных художников, вот уже полвека с честью носящей его славное имя.

    С. ЛЕВАНДОВСКИЙ

    Журнал "Юный художник" 1985г. № 2.
     

    Категория: Художники и картины | Добавил: korso9685 (25.04.2014)
    Просмотров: 3313 | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright MyCorp © 2024