Приветствую Вас, Гость Среда, 15.05.2024, 03:33
RSS

Меню сайта

Форма входа


Категории раздела
Залы Музея [12]
Художники и картины [11]

Поиск

Перепостить

Слушать Радио

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика
    Яндекс.Метрика

     Музей 
    Главная » Статьи » Залы Музея

    Зал 12. Карл Брюллов.
    Зал 12
    Мы видели уже много прекрасных творений русской живописи, но вот перед нами картина, которая так поразила современников, что они назвали ее первым днем русской кисти. В этом зале — творения Карла Павловича Брюллова. При жизни его называли «Великим Карлом»


    К. Брюллов. Последний день Помпеи.

    «Для кисти русской первый день»

    Летом 1833 года художник Карл Брюллов, который работал тогда в Италии, окончил картину «Последний день Помпеи». Жители города Рима и многие приезжие толпились у двери его мастерской в надежде увидеть замечательное творение. Имя русского живописца скоро сделалось известно всей Европе.

    Девятнадцать столетий назад город Помпеи погиб во время извержения вулкана Везувия. Это событие — гибель города — изобразил на своей картине Брюллов. Охваченное пламенем небо застилают черные тучи дыма и пепла.

    Течет раскаленная лава. Рушатся здания. Люди, в ужасе бегущие из города, как бы застыли на мгновение, ослепленные зловещей вспышкой молнии.

    Но и в эту страшную минуту красота человека, величие и сила человеческого духа торжествуют над смертельной опасностью. Женщина крепко обняла своих дочерей — даже смерть не заставит ее разжать руки. Юноши несут на плечах старого отца. Обессиленная мать просит сына оставить ее и спасаться самому, но тот неумолим: они либо пойдут вместе, либо вместе будут ожидать гибели. Мужественный помпеянец в порыве отчаяния укрывает плащом жену и детей, как бы желая легкой тканью уберечь их от огня и града горячих камней.


    К. Брюллов. Последний день Помпеи. (Фрагмент).

    Брюллов изобразил в толпе и себя: в миг ужасного бедствия художник спасает самое дорогое — ящик с кистями и красками.

    Ни одна русская картина не знала прежде такой славы. Когда Брюллов возвратился на родину, в Россию, его встречали как победителя. Учителя художника и его товарищи надели на него лавровый венок. Все повторяли строки стихотворения, написанного к приезду прославленного живописца:

    И стал «Последний день Помпеи» Для кисти русской первый день!..


    «Земля волнуется»

    Пушкин хорошо помнил каждую подробность «Последнего дня Помпеи». Однажды, задумавшись, он набросал у себя в тетради рисунок пером: сыновья несут старика отца. Тут же начато стихотворение о картине Брюллова:

    Везувий зев открыл — дым хлынул клубом,

    пламя

    Широко развилось, как боевое знамя.

    Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают!..


    К. Брюллов. Последний день Помпеи. (Фрагмент).

    Пушкин увидел в картине не только рассказ о гибели города. Решается судьба народа. Падают кумиры — статуи богов и героев, которым прежде поклонялись люди. Героем картины впервые в русской живописи стал не один человек, а народ.


    От рассвета до заката

    Отец Карла Брюллова, Павел Иванович, был художником и резчиком по дереву. Он рано заметил способности сына и сделался первым его учителем. Трудолюбивый Павел Иванович знал, что искусство, кроме таланта, требует упорства и постоянных занятий. Каждый день маленький Карл должен был нарисовать положенное число человечков и лошадок.

    В Академию художеств Карла Брюллова приняли десяти лет. Он быстро оставил позади товарищей по классу и старших учеников. Карл легко выполнял академические задания, охотно помогал товарищам, делал картинки к настольным играм, писал декорации для ученических спектаклей. Дома, по воскресеньям, он работал еще больше, чем в Академии: рисовал, лепил, чертил географические карты, повторял — копировал — картины великих мастеров.
    Добиваясь точности и совершенства, юный живописец сделал семь копий с портрета монаха, написанного, как тогда считали, испанским художником Веласкесом. Голову старика, написанную другим мастером, он скопировал около двадцати раз.
    Уже будучи знаменитым, Брюллов говорил, что художник должен садиться за работу с восходом солнца и кончать ее, ложась спать.
    Однажды Брюллов писал портрет знатной графини. В тот день у него болела левая рука. Он сказал: — Что-то сегодня моя графиня - меня беспокоит.
    — Про какую графиню вы, Карл Павлович, говорите?
    — Про мою левую руку.
    — Почему же она графиня?
    — Потому что ничего не делает.

    Нетерпеливый Крылов и нетерпеливый Брюллов

    Брюллов исполнил много портретов. Один из лучших среди них — портрет прославленного сочинителя басен Ивана Андреевича Крылова. Художник с охотой и любовью писал портрет своего друга. Голову Крылова, его красивое, спокойное лицо, обрамленное легкими, пушистыми седыми волосами и бакенбардами, его мудрые глаза Брюллов написал за один прием.


    К. Брюллов. Портрет И.А. Крылова.

    Крылов, обычно неторопливый, даже медлительный, в мастерской художника был очень нетерпелив. Брюллов то и дело уговаривал его посидеть еще, развлекал рассказами.

    Совсем по-другому поступал Брюллов, когда работа не привлекала его. Однажды сам царь Николай Первый приказал Брюллову написать его портрет. Он объявил день и час, когда приедет в мастерскую художника. Но случилось так, что царь немного опоздал. Брюллов не стал дожидаться, взял шляпу — и за дверь.
    «Какой нетерпеливый мужчина!» — гневно промолвил царь, когда не застал художника в мастерской.

    Последняя встреча

    Пушкин и Брюллов часто встречались, много беседовали об искусстве. Однажды Пушкин вместе с поэтом Жуковским приехал в мастерскую художника. Брюллов стал «угощать» друзей своими акварельными работами. Пушкин был от них в восторге. Он любовался каждым рисунком и горячо высказывал свое одобрение, а Брюллов, посмеиваясь, знай себе доставал из портфеля всё новые и новые листы.

    Один смешной рисунок привел поэта в совершенное восхищение. Пушкин не мог с ним расстаться, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище. Но работа была уже куплена богатой княгиней. Пушкин был безутешен. Он стал на колени перед Брюлловым и умолял его:
    — Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня!
    Брюллов рисунка не отдал, но пообещал Пушкину написать взамен его портрет. Художнику не суждено было выполнить свое обещание: через два дня после этой встречи Пушкин был смертельно ранен на дуэли.

    Самый дорогой портрет

    Великий украинский поэт Тарас Шевченко был также хорошим художником. Склонность к рисованию обнаружилась в нем с детства. Он родился в семье крепостного крестьянина, и помещик, господин его, задумал сделать из него «комнатного живописца». Отправляясь в Петербург, помещик приказал доставить туда и Тараса. Юноша пришел в столицу пешком, следом за телегами, нагруженными барским добром. Он был отдан в учение к «разных живописных дел мастеру», который заставлял его выполнять малярные работы.

    Белыми петербургскими ночами Тарас убегал в Летний сад и рисовал стоящие там мраморные статуи. Однажды ночью в Летнем саду его увидел проходивший мимо художник. Он привел оробевшего Тараса к Брюллову.
    «Великий Карл» с интересом рассматривал рисунки крепостного юноши.
    Брюллов и его друзья решили вырвать Шевченко из неволи. Великий художник отправился к помещику, хозяину Тараса. Он вернулся в мастерскую оскорбленный и разгневанный: господин не пожелал освободить своего раба без выкупа. Помещик просил за Тараса две с половиной тысячи рублей.


    К. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского.

    У Брюллова и его друзей таких денег не было. Но художник нашел выход из положения. Он написал портрет известного поэта Жуковского и оценил его тоже в две с половиной тысячи рублей. Портрет вышел превосходный: Жуковский изображен у стола с книгами, в лице поэта, в его позе переданы глубина и сосредоточенность, доброта и мягкость его натуры. Портрет разыграли в лотерею. Знатные вельможи, которым не было никакого дела до судьбы крепостного художника, не прочь были раскошелиться в надежде приобрести портрет кисти великого мастера. Нужные деньги были собраны. Тарас Шевченко получил «вольную» и стал учеником Брюллова.


    Из книги Владимира Порудоминского "Первая Третьяковка"

    Категория: Залы Музея | Добавил: korso (21.11.2013)
    Просмотров: 2189 | Рейтинг: 0.0/0
    Copyright MyCorp © 2024