Зал 12
Мы видели уже много прекрасных творений русской живописи, но вот перед нами картина, которая так поразила современников, что они назвали ее первым днем русской кисти. В этом зале — творения Карла Павловича Брюллова. При жизни его называли «Великим Карлом»
К. Брюллов. Последний день Помпеи.
«Для кисти русской первый день» Летом 1833 года художник Карл Брюллов, который работал тогда в Италии, окончил картину «Последний день Помпеи». Жители города Рима и многие приезжие толпились у двери его мастерской в надежде увидеть замечательное творение. Имя русского живописца скоро сделалось известно всей Европе.
Девятнадцать столетий назад город Помпеи погиб во время извержения вулкана Везувия. Это событие — гибель города — изобразил на своей картине Брюллов. Охваченное пламенем небо застилают черные тучи дыма и пепла.
Течет раскаленная лава. Рушатся здания. Люди, в ужасе бегущие из города, как бы застыли на мгновение, ослепленные зловещей вспышкой молнии.
Но и в эту страшную минуту красота человека, величие и сила человеческого духа торжествуют над смертельной опасностью. Женщина крепко обняла своих дочерей — даже смерть не заставит ее разжать руки. Юноши несут на плечах старого отца. Обессиленная мать просит сына оставить ее и спасаться самому, но тот неумолим: они либо пойдут вместе, либо вместе будут ожидать гибели. Мужественный помпеянец в порыве отчаяния укрывает плащом жену и детей, как бы желая легкой тканью уберечь их от огня и града горячих камней.
К. Брюллов. Последний день Помпеи. (Фрагмент).
Брюллов изобразил в толпе и себя: в миг ужасного бедствия художник спасает самое дорогое — ящик с кистями и красками. Ни одна русская картина не знала прежде такой славы. Когда Брюллов возвратился на родину, в Россию, его встречали как победителя. Учителя художника и его товарищи надели на него лавровый венок. Все повторяли строки стихотворения, написанного к приезду прославленного живописца:
И стал «Последний день Помпеи» Для кисти русской первый день!..
«Земля волнуется»Пушкин хорошо помнил каждую подробность «Последнего дня Помпеи». Однажды, задумавшись, он набросал у себя в тетради рисунок пером: сыновья несут старика отца. Тут же начато стихотворение о картине Брюллова:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом,
пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают!..
К. Брюллов. Последний день Помпеи. (Фрагмент).
Пушкин увидел в картине не только рассказ о гибели города. Решается судьба народа. Падают кумиры — статуи богов и героев, которым прежде поклонялись люди. Героем картины впервые в русской живописи стал не один человек, а народ.
От рассвета до закатаОтец Карла Брюллова, Павел Иванович, был художником и резчиком по дереву. Он рано заметил способности сына и сделался первым его учителем. Трудолюбивый Павел Иванович знал, что искусство, кроме таланта, требует упорства и постоянных занятий. Каждый день маленький Карл должен был нарисовать положенное число человечков и лошадок.
В Академию художеств Карла Брюллова приняли десяти лет. Он быстро оставил позади товарищей по классу и старших учеников. Карл легко выполнял академические задания, охотно помогал товарищам, делал картинки к настольным играм, писал декорации для ученических спектаклей. Дома, по воскресеньям, он работал еще больше, чем в Академии: рисовал, лепил, чертил географические карты, повторял — копировал — картины великих мастеров. Добиваясь точности и совершенства, юный живописец сделал семь копий с портрета монаха, написанного, как тогда считали, испанским художником Веласкесом. Голову старика, написанную другим мастером, он скопировал около двадцати раз. Уже будучи знаменитым, Брюллов говорил, что художник должен садиться за работу с восходом солнца и кончать ее, ложась спать. Однажды Брюллов писал портрет знатной графини. В тот день у него болела левая рука. Он сказал: — Что-то сегодня моя графиня - меня беспокоит. — Про какую графиню вы, Карл Павлович, говорите? — Про мою левую руку. — Почему же она графиня? — Потому что ничего не делает.
Нетерпеливый Крылов и нетерпеливый БрюлловБрюллов исполнил много портретов. Один из лучших среди них — портрет прославленного сочинителя басен Ивана Андреевича Крылова. Художник с охотой и любовью писал портрет своего друга. Голову Крылова, его красивое, спокойное лицо, обрамленное легкими, пушистыми седыми волосами и бакенбардами, его мудрые глаза Брюллов написал за один прием.
К. Брюллов. Портрет И.А. Крылова.
Крылов, обычно неторопливый, даже медлительный, в мастерской художника был очень нетерпелив. Брюллов то и дело уговаривал его посидеть еще, развлекал рассказами.
Совсем по-другому поступал Брюллов, когда работа не привлекала его. Однажды сам царь Николай Первый приказал Брюллову написать его портрет. Он объявил день и час, когда приедет в мастерскую художника. Но случилось так, что царь немного опоздал. Брюллов не стал дожидаться, взял шляпу — и за дверь. «Какой нетерпеливый мужчина!» — гневно промолвил царь, когда не застал художника в мастерской.
Последняя встречаПушкин и Брюллов часто встречались, много беседовали об искусстве. Однажды Пушкин вместе с поэтом Жуковским приехал в мастерскую художника. Брюллов стал «угощать» друзей своими акварельными работами. Пушкин был от них в восторге. Он любовался каждым рисунком и горячо высказывал свое одобрение, а Брюллов, посмеиваясь, знай себе доставал из портфеля всё новые и новые листы.
Один смешной рисунок привел поэта в совершенное восхищение. Пушкин не мог с ним расстаться, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище. Но работа была уже куплена богатой княгиней. Пушкин был безутешен. Он стал на колени перед Брюлловым и умолял его: — Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня! Брюллов рисунка не отдал, но пообещал Пушкину написать взамен его портрет. Художнику не суждено было выполнить свое обещание: через два дня после этой встречи Пушкин был смертельно ранен на дуэли.
Самый дорогой портретВеликий украинский поэт Тарас Шевченко был также хорошим художником. Склонность к рисованию обнаружилась в нем с детства. Он родился в семье крепостного крестьянина, и помещик, господин его, задумал сделать из него «комнатного живописца». Отправляясь в Петербург, помещик приказал доставить туда и Тараса. Юноша пришел в столицу пешком, следом за телегами, нагруженными барским добром. Он был отдан в учение к «разных живописных дел мастеру», который заставлял его выполнять малярные работы.
Белыми петербургскими ночами Тарас убегал в Летний сад и рисовал стоящие там мраморные статуи. Однажды ночью в Летнем саду его увидел проходивший мимо художник. Он привел оробевшего Тараса к Брюллову. «Великий Карл» с интересом рассматривал рисунки крепостного юноши. Брюллов и его друзья решили вырвать Шевченко из неволи. Великий художник отправился к помещику, хозяину Тараса. Он вернулся в мастерскую оскорбленный и разгневанный: господин не пожелал освободить своего раба без выкупа. Помещик просил за Тараса две с половиной тысячи рублей.
К. Брюллов. Портрет В.А. Жуковского.
У Брюллова и его друзей таких денег не было. Но художник нашел выход из положения. Он написал портрет известного поэта Жуковского и оценил его тоже в две с половиной тысячи рублей. Портрет вышел превосходный: Жуковский изображен у стола с книгами, в лице поэта, в его позе переданы глубина и сосредоточенность, доброта и мягкость его натуры. Портрет разыграли в лотерею. Знатные вельможи, которым не было никакого дела до судьбы крепостного художника, не прочь были раскошелиться в надежде приобрести портрет кисти великого мастера. Нужные деньги были собраны. Тарас Шевченко получил «вольную» и стал учеником Брюллова.
Из книги Владимира Порудоминского "Первая Третьяковка"
|