Зал 16
Любовь к простому народу переполняет картины Перова. На всех картинах, которые мы увидим, есть дети. Художник страдал от того, что дети бедняков живут так тяжело. Он хотел, чтобы люди помнили об их тяжелой доле. Мы узнаем имя мальчика, изображенного на картине «Тройка». Мы услышим также рассказ человека, бывшего «ученика», о его страшном детстве.
На дороге в монастырь
Василий Григорьевич Перов любил выходить за городскую заставу, на дорогу, по которой бесконечной вереницей тянулись богомольцы в старинный подмосковный монастырь — Троице-Сергиеву лавру.
Шли странники с посошком в руке и холщовой котомкой за плечами крестьянки в пыльных зипунах и побитых лаптях, нищие, калеки, чистенькие старушки в чистеньких белых платочках, юные девушки, дети-сироты. Оставляя облако пыли, проезжали в открытой коляске барин с барыней. Молодая, упитанная купчиха отдыхала на лавочке в тени забора и звонко смеялась шуткам своих веселых попутчиков.
Цепкий взгляд художника выхватывал из толпы бессчетные лица. Множество сцен, занятных и грустных, привычных и неожиданных, отпечатывалось в памяти.
В. Перов. Чаепитие в Мытищах.
...В тенистом саду расселся под деревом толстый монах. Не спеша, с удовольствием он тянет с блюдца горячий чай. На нем богатая шелковая ряса, высокая шапка — клобук. Наверно, он важное лицо: молодой монашек не смеет сесть с ним за стол и пьет чай стоя, за его спиной. Сюда же, в сад, забрел нищий —слепой, безногий солдат с мальчиком-поводырем. Совсем недавно солдат, не жалея себя, сражался за родину: на его ветхой шинели — Георгиевский крест, высшая награда за храбрость в бою. Теперь он протянул к монаху высохшую, бледную руку,— может быть, упадет на ладонь хоть мелкая медная монетка. Но монах и головы не повернет в сторону нищего, только косится на него заплывшими глазками. Молодая хозяйка сердито отстраняет солдата — иди своей дорогой, не мешай святому отцу чай кушать...
Добро и «святые отцы»
Встречая толпу богомольцев, Перов думал:
«Добредут эти люди до монастыря, приложатся к потемневшим от времени чудотворным иконам, наслушаются согласного церковного пения, надышатся сладковатым дымом ладана,— что дальше? Полегчает ли их жизнь? Станет ли в ней меньше горя и обид? А этот барин? Сделается ли он добрее к крестьянам? Даст ли им земли? Поможет скотиной и хлебом? А эта купчиха? Перестанет ли она наживаться и обманывать? Накормит ли бесплатно голодных? Оденет ли раздетых?..»
И на все эти вопросы художник отвечал: «Нет».
Церковь говорит беднякам: «терпите», а богачам — «властвуйте». И все остается как есть.
Вот и монах, «святой отец»! Церковь говорит, что он посвятил жизнь одному — делать людям добро, а он ни на миг не оторвется от своего чая, от винца, припрятанного в саквояже, чтобы хоть медным грошом помочь человеку, который отдал Отечеству, людям все и не получил взамен даже куска хлеба.
Перов написал несколько картин против церковников, против их лживых слов и нечестной жизни. Одно время художнику угрожала ссылка на север, в Соловецкий монастырь, куда отправляли тех, кто выступал против церкви.
Сердце сжимается
Про картины Перова говорили, что они «больно кусаются». Картина «Чаепитие в'Мытищах» в самом деле «кусачая» картина. Жирный монах вызывает у зрителей гнев и насмешку. Но когда смотришь на несчастного слепого солдата, на нищего мальчика-поводыря, чувствуешь душевную боль художника.
Перов видел, как страдает народ, сочувствовал ему, страдал вместе с ним. Лучшие картины Перова полны чувства сострадания.
В. Перов. Проводы покойника.
...По широкому снежному полю понуро шагает рыжая крестьянская лошадка. В дровнях — грубо сколоченный гроб, перехваченный веревкой и прикрытый рогожей. Рядом примостились дети. На мальчике большая отцовская шапка до бровей и ношеный отцовский тулуп. Мальчик пригрелся и затих, убаюканный ровным движением саней, скрипом полозьев. Девочка обнимает гроб замерзшей ручонкой без рукавицы. Мать сидит в санях спиной к зрителям. Мы видим ее низко склоненную голову, сгорбленные плечи, положенные на колени руки с вожжами. Но и этого довольно, чтобы понять, почувствовать боль ее утраты, ее тяжелую думу о завтрашнем дне.
«Глядя на одну эту спину, сердце сжимается, хочется плакать», — сказал писатель Григорович.
А кругом белая, холодная равнина, мрачное, мглистое небо. И ни души. Только собачка-дворняжка вместе с осиротевшей семьей провожает покойного.
«Словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге, и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь, ни смерть ее не были интересны»,— писал о картине критик Стасов.
О незаметной смерти крестьянина художник рассказал как о большом горестном событии. Любовь к народу, сочувствие его горю помогли Перову сделать это.
«Тройка»
В. Перов. Тройка.
Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок.
Перов назвал картину «Тройка». Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут — тройка измученных детей.
Рассказ о каторжном детстве
К названию картины — «Тройка» — Перов приписал: «Ученики мастеровые везут воду».
В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли «учениками». Один человек, который начал трудовую жизнь мальчиком-учеником, позже вспоминал о своем каторжном детстве:
«Нас заставляли таскать ящики весом три-четыре пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут еще хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу. Все мы, тринадцать мальчиков, жили в одной комнате с толстыми железными решетками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. После работы мы снимали платье и сапоги, облачались в грязные халаты, которые подпоясывали веревкой, а на ноги надевали опорки. Но отдыхать нам не давали. Мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, бегать в булочную, в мясную лавку, в трактир за чаем и водкой, возить снег с мостовой. По праздникам нас посылали еще петь в церковном хоре. Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов...»
Так жили и дети, изображенные на картине Перова
Вася
Картина была уже начата, а Перов никак не мог найти для нее среднего мальчика. А от него зависело многое: он сразу привлекает внимание зрителей.
Весной, в погожий солнечный день, художник, по обыкновению, бродил близ заставы, приглядывался к прохожим. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Подошел. Мальчик точь--в-точь такой, какого он долго искал. Разговорились. Новые знакомые шли из рязанской деревни в монастырь, добрались до Москвы, а переночевать негде. Перов привел их в мастерскую, показал начатую картину и попросил позволения написать с мальчика портрет. Женщина согласилась.
Пока Перов работал, женщина рассказывала ему про свою жизнь. Звали женщину тетушка Марья. Судьба ее не баловала. Тетушка Марья испытала голод и нищету, похоронила мужа, детей. Теперь осталось у нее одно утешение — двенадцатилетний сынок Васенька. Художник слушал грустную повесть, а на холсте с каждым движением кисти все явственнее показывалось лицо мальчика Васи. Запряженный в тяжелые, неподатливые сани, Вася будет теперь напоминать зрителям о трудной доле многих детей вокруг...
Прошло около четырех лет. Картина «Тройка» давно висела в Третьяковской галерее. Однажды рано утром к Перову пришла нежданная гостья — деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях. Она протянула художнику бедняцкий подарок — маленький узелок с яичками — и заплакала. Перов с трудом узнал тетушку Марью.
Она рассказала, что ее единственный сынок прошлый год заболел и умер, а она продала весь свой скарб, зиму работала, скопила немного деньжонок и теперь пришла купить картину, где нарисован Васенька. Перов объяснил гостье, что купить картину нельзя, а посмотреть можно. Он повел тетушку Марью к Третьякову.
— Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! — вскрикнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.
Перов оставил ее одну. Спустя несколько часов он вернулся в зал. Тетушка Марья все еще стояла на коленях и... молилась. Она молилась не на икону, а на картину. Художник своим искусством сумел подарить ее сыну вечную жизнь.
Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.
Из книги Владимира Порудоминского "Первая Третьяковка".
|