Зал 8 Художники приглядываются к природе и учатся изображать ее. Мы побываем с ними в окрестностях Петербурга и в солнечной Италии. С нами будут два живописца — дядя и племянник. Сильвестр Щедрин. Новый Рим.
Природа... в музее
Пейзажем называется изображение природы. Русские художники
уже писали прекрасные портреты, неплохо справлялись с историческими картинами,
но за пейзажи по-настоящему не принимались.
Когда профессор задавал ученикам Академии изобразить
какой-нибудь «вид», они не спешили в поле, на берег реки или на лесную опушку.
Они брали ящики с красками, холсты, альбомы и отправлялись... в музей. Здесь на картинах европейских мастеров они находили нужные
им подробности. У одного брали старый развесистый дуб. У другого — стог
сена. У третьего — развалины замка, «руины». У четвертого — стадо коров на
речном берегу. Потом они соединяли заимствованные части в целую картину.
Сильвестр Щедрин. Терраса.
И профессора не упрекали их за это. Потому что профессора
сами считали, что «виды» надо сочинять, выдумывать. Они говорили ученикам: «К следующему разу представьте извилистый ручей, через него
переброшен старинный каменный мост, вдали виднеется разрушенная крепость, у
ручья под дубом отдыхают пастухи со стадом». Не только развалины крепости или старинный мост, но даже
ручей, дуб и стадо не имели ничего общего с тем, что могли увидеть молодые
художники в окрестностях Петербурга или в русской деревне. Потому что когда профессора
задавали урок, они тоже вспоминали не живую природу, а картины иностранных
мастеров с их замками, ручьями, деревьями и стадами, к которым посылали своих
учеников.
Солдатский сын,
живописец парков
Когда солдатский сын Семен Щедрин окончил Академию
художеств, его послали продолжать учение за границу. В Италии он с
удовольствием писал тенистые рощи, ручьи, водопады, замки, мосты, которые
прежде знал только по чужим картинам. После возвращения из-за границы Семена
Щедрина назначили придворным художником.
В окрестностях Петербурга было много дворцов, принадлежавших
царской фамилии и богатым вельможам. Дворцы стояли в огромных парках с
темными, густыми аллеями и солнечными лужайками, с прудами и фонтанами. Владельцы дворцов
требовали, чтобы Семен Щедрин изображал любимые места их прогулок и
развлечений. Конечно, изображения парков не были картинами настоящей
природы, зато Семен Щедрин не выдумывал свои пейзажи, а писал то, что видел.
«Старый Рим» и «Новый Рим»
Первым прославил русскую пейзажную живопись племянник Семена
Щедрина — Сильвестр Щедрин. Прежние русские пейзажисты учились по картинам европейских
художников, а работы Сильвестра Щедрина покупала нарасхват вся Европа. Правда, на его пейзажах европейские зрители не
увидели русской природы: после окончания Академии Сильвестр
Щедрин жил в Италии и там умер.
Сильвестр Щедрин. Старый Рим.
Сначала молодой художник держался того, чему его учили в
Академии. Он написал «Старый Рим». Рим на этой картине — город прошлого, давно
минувших времен. Повсюду высятся памятники древности, зарастают зеленью
развалины старинных зданий.
Но вскоре Сильвестр Щедрин написал «Новый Рим». Он будто
спорил с самим собой. Нет, будто говорил он, Рим не только город прекрасной
старины. Это живой, сегодняшний город. Рядом с соборами и замками стоят простые
дома. В них живут простые люди. Этим людям, сегодняшним горожанам, нет никакого
дела до каменных руин. Они ловят с лодок рыбу, покупают вино и хлеб, стирают
белье. И этот сегодняшний город по-своему так же прекрасен, как древний.
На веселой
Санта-Лючии
Еще больше понравился Сильвестру Щедрину веселый, шумный
Неаполь, вся жизнь которого словно выплеснулась на улицы.
Сильвестр Щедрин. Набережная Санта-Лючия.
Он поселился на набережной Санта-Лючия. В письме к родным
художник рассказывал:«Вы сами себе представьте весь ералаш: берег уставлен
стойками, где продают устрицы и прочие морские гадины, также и рыбу, тут же
находится колодезь с серной водой, трактиры, куда собираются ужинать только
одно рыбное, и едят на открытом воздухе... Некоторые идут купаться в ванны,
которые • расставлены по берегу морскому, впереди их обыкновенно бежит куча
мальчишек, кувыркаясь и валяясь по земле в грязи... Ложась спать, я запираю
жалюзи, после окошко, там ставни... Лежишь, лежишь, да и встанешь смотреть... А
у них не только танцы, да и маскарад: поставит себе на шляпу зажженные свечи,
расхаживает, а мальчишки на него прыгают и тушат...»
Оживленную, пеструю, многолюдную набережную Санта-Лючия
художник не раз показывал на своих холстах.
Когда рыбаки отдыхают
Сильвестру Щедрину нравились уютные бухты, ласковое,
спокойное море, рыбацкие хижины у самой воды. Ему нравилось смотреть, как
рыбаки ловят рыбу, разгружают лодки, продают улов, отдыхают на берегу. Он
говорил, что любит «народ гуляющий и трудящийся».
Сильвестр Щедрин. Неаполь в лунную ночь. Он любил писать террасы на берегу моря. Виноградные лозы
вьются по серым каменным столбам. Лучи солнца пробиваются сквозь зелень листвы,
полосами и пятнами ложатся на каменный пол. Вспыхнул пронзенный лучом
резной зеленый лист.
Внизу лениво шевелится море. В
знойный полдень отдыхают на террасе рыбаки. Позы людей свободны и ленивы. Один
небрежно оперся плечом о шероховатый прохладный камень колонны и неторопливо
беседует о чем-то с мальчиком, должно быть — подручным. Другой заснул, сидя в
тени на полу. Ярко горит на солнце красная рыбацкая шапочка.
После смерти Сильвестра Щедрина горожане, крестьяне, рыбаки
— «трудящийся народ»—долго вспоминали своего приятеля, веселого и доброго
русского художника. Из книги Владимира Порудоминского "Первая Третьяковка".
|