Зал 9
Карандаш художника становится острым, как штык, и помогает
бойцам сражаться и побеждать.
На защиту Отечества
В июне 1812 года огромная армия французского императора
Наполеона перешла русскую границу. Почти вся Европа уже принадлежала Наполеону.
Он был уверен, что и Россия против него не устоит. Но французский император
ошибся. Весь русский народ поднялся на защиту Отечества. Началась Отечественная
война.
Русские солдаты храбро сражались на поле боя. В тылу
вражеской армии действовали партизаны. Каждый русский был счастлив отдать жизнь
за Родину.
Искусство помогало народу побеждать врагов. Поэты в стихах
воспевали подвиги героев. Музыканты сочиняли марши и песни, с которыми воины
шли в бой. Художнику изображали битвы, рисовали портреты солдат и полководцев.
Поэт Жуковский писал, что искусство в сердца людей
Вливает бодрость, славы жар, И месть, и жажду боя...
Русский Сцевола
Очень давно, в Древнем Риме, жил юноша по имени Муций. Он
решил убить чужеземного царя, который со своим войском окружил Рим. Но враги
схватили Муция. Чтобы показать им свою силу и волю, юноша подошел к
жертвеннику, в котором пылал огонь, и положил в огонь правую руку. Прошла
минута, другая, третья — Муций стоял неподвижно. Он даже не переменился в лице.
И враги пришли в ужас: они поняли, что таких людей, как этот юноша, победить
нельзя. Правая рука Муция сильно пострадала, и народ с тех пор называл героя
«Сцевола» — левша.
И. Теребенев. Русский Сцевола.
Во время Отечественной войны Россия узнала о подвиге
русского крестьянина. Он попал в плен к французам. Враги выжгли на его руке
клеймо —знак верности Наполеону. Но крестьянин схватил топор и на глазах у
испуганных французов отсек себе руку с выжженным на ней позорным знаком.
Крестьянина стали называть «Русским Сцеволой». Скульптор Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола»,
а художник Теребенев нарисовал подвиг бесстрашного крестьянина.
Скульптуры и карикатуры
Тот, кто был в Ленинграде, помнит здание Адмиралтейства.
Высоко в небо устремился тонкий золотой шпиль. Пушкин назвал его
«адмиралтейской иглой». На конце «иглы» — красивый золотой кораблик.
Стены Адмиралтейства украшены скульптурами, которые
прославляют победы русской армии и флота. Некоторые из скульптур сделаны Иваном
Ивановичем Теребеневым. Когда началась Отечественная война, Теребенев отложил в сторону
молоток и резец скульптора и взял в руки перо. Он стал делать меткие, веселые рисунки— карикатуры:
высмеивал в них врагов и рассказывал о храбрости нашего народа. Перед окнами
магазина, где выставлялись листы с его карикатурами, целые дни толпился народ.
«Попляши теперь под нашу дудку»
И. Теребенев. Ретирада французской конницы. С позором удирает неприятельская «конница». Лошадей
захватчики давно съели и теперь «скачут» на изорванных знаменах, на саблях,
которые им больше не нужны, на трубах, которые недавно играли победные марши.
Впереди — полководец верхом на палочке. Крестьяне-партизаны во
главе со знаменитой старостихой
Василисой ведут пленных французов. Старая крестьянка объясняет перепуганным
врагам:
Добрых людей
Да званых гостей
С честью у нас встречают
И в передний угол сажают.
А незваных нахалов,
Грабителей, басурманов
С бесчестьем провожают...
И. Теребенев. Пляска Наполеона.
А вот и сам Наполеон. Весь мир считал его непобедимым.
Теперь русские крестьяне заставили его плясать. Один крестьянин весело говорит
императору:
Вприсядку попляши теперь под нашу дудку!
А другой прибавляет:
Ну, брат, не отставай и знай из рода в род, Каков русский
народ...
Как ворона в «герои» попала
У дедушки Крылова есть басня про ворону и курицу. Ворона
смеется над курицей, которая убегает от французов. Ей, вороне, бояться нечего:
«ворон ни жарят, ни варят». Но когда для французов настало трудное время,
голодные захватчики съели и ворону.
И. Иванов. Ворона и курица.
Художник Иван Алексеевич Иванов сделал рисунок к басне
Крылова. Тощие, оборванные французы греются у костра и варят суп из
подстреленных ворон. Неприятельских солдат, которые жадно набросились на ворону,
очень смешно нарисовал и Теребенев. Так ворона вдруг сделалась «героиней» русского искусства.
Хитрая азбука
И. Теребенев. Азбука.
После войны Иван Иванович Теребенев напечатал свои веселые,
боевые рисунки на небольших картонках, величиной с игральную карту. На каждой
картонке под рисунком — остроумный стишок в две строчки. Всякий стишок
начинается на новую букву — от «А» до «Я». Получилась занятная азбука: ребята
учились буквам и притом узнавали о мужестве своего народа, о его замечательной
победе. Свою азбуку Теребенев назвал «Подарок детям в память 1812 года».
Из книги Владимира Порудоминского "Первая Третьяковка".
|